Берегите глаза, или что чувствует человек, которому оперируют катаракту

Так уж случилось, что у меня проблемы с глазами. Отчасти из-за генетических особенностей моего организма, отчасти по вине несчастного случая, но мне пришлось перенести пять операций на глазах. И знаете, что поражает в первую очередь? Количество людей в офтальмологических клиниках.

Интуитивно кажется, что люди должны бы беречь “зеницу ока”, даже пословица такая есть, но если вы, не дай бог, окажетесь в офтальмологическом приемном отделении или офтальмологическом травмпункте, то поразитесь числу несчастных, у которых не видит глаз. Их десятки в каждой клинике, каждый день. Офтальмологическая клиника – это конвейер. Люди страдают от глаукомы и катаракты по возрасту. Люди выбивают себе глаза пробками от шампанского, хоккейными шайбами, теннисными мячами, карандашами и даже бытовыми вантусами. Ранят глаза железными стружками, сварочной окалиной, рыболовными блеснами… 

И вот все они сидят в очереди к хирургу и думают: “Господи, как это? Как это будет? Как можно вообще – оперировать глаз?”

А я вам расскажу, как оперируют глаза. Надеюсь, вам это не пригодится, но я вам расскажу, что чувствует пациент.

У меня все началось с катаракты. Катаракта – это деформация хрусталика, маленькой естественной линзы у нас в глазу, которая преломляет свет, чтобы направить его на сетчатку и получить изображение для мозга. С возрастом хрусталик твердеет, и изображение начинает не то что двоиться, а даже и пятериться. Представьте себе, вы управляете машиной, останавливаетесь на перекрестке и ждете пока пять красных светофоров переключатся на пять зеленых – так себе чувство безопасности.

Впрочем, офтальмолог оптимистичен, говорит, что хрусталик легко заменить искусственным, и зрение опять станет прежним, и даже не надо будет носить очки. Хрусталики бывают простые, “для близи” или “для дали” (как и обычные стекла в очках) – их, как правило, в более или менее европейских странах выдают пациентам бесплатно. Если вы поставите хрусталик “для дали”, читать придется в очках, а с хрусталиком “для близи” в очках придется водить машину. Но бывают и мультифокальные хрусталики, они дорогие, но с ними видно одинаково хорошо и вблизи и вдаль. Мне показалось правильным раскошелиться, и каждый мультифокальный хрусталик обошелся мне примерно в сто евро.

И вот вы приходите на операцию. Никакой подготовки не нужно, операция под местным наркозом, но надо ждать – таких операций за день один доктор делает штук десять, а докторов в отделении несколько, то есть пациентов на креслах в коридоре – толпа в пятьдесят человек. 

Когда подходит ваша очередь, вас быстро осматривают, измеряют глазное давление (специальный приборчик плюется вам в глаз воздухом), а потом светят вам в глаз и смотрят сквозь лупу (“посмотрите направо, налево, вниз, вверх”).

А дальше вы лежите на операционном столе. Потерпеть надо минут двадцать, не больше, и в конце вас ждет сюрприз. Лицо вам закрывают довольно тяжелой резиновой клеенкой, оставляя открытым только больной глаз. Дышать под этой клеенкой не очень легко, но терпимо.

Доктор садится у вас за головой, щедро льет вам в глаз обезболивающие капли и вставляет между веками пластмассовый расширитель, так что моргнуть уже нельзя. В глаз – яркий свет.

Вот это неприятный момент. Вы видите, как к глазу приближается игла, она крохотная, тонюсенькая, но вблизи кажется огромной. Это доктор делает вам в глаз обезболивающие уколы, но они не ощущаются уколами, а ощущаются просто как давление на глазное яблоко.

Потом вы видите, как к вашему глазу приближаются два ножа, два тесака, два топора, две секиры! Тут надо умерить фантазию и догадаться, что офтальмологические инструменты крохотные, но в такой близи от глаза просто кажутся огромными. Этими инструментами доктор делает в вашем глазу несколько микроскопических надрезов и иголкой удаляет ваш естественный хрусталик.

Хрусталик, он почти что жидкий. Насколько я понимаю, иголка просто выпивает его. И тыдыщ! – изображение пропадает. Только что вы видели лампу над головой, руки и инструменты доктора, а теперь видите только яркий свет. 

Искусственный же хрусталик свернут в трубочку, такую тоненькую, что она помещается внутри иголки. Этой иголкой сквозь ваш глаз доктор доставляет хрусталик на место и там принимается расправлять и укреплять.

Вот тут начинается чудо! Вы видите фейерверки! Синие, желтые, зеленые, золотистые всполохи такой красоты, что не сравнится никакое северное сияние. То ли это свет так преломляется в разворачивающемся искусственном хрусталике, то ли сетчатка так реагирует на физическое воздействие на глаз, но красота такая, что когда операция заканчивается, вы испытываете огорчение, что она закончилась, и хотели бы фейерверков еще.

Доктор заклеивает вам глаз, медсестра препровождает вас в палату, вы лежите пару часов, а потом доктор вас осматривает, говорит, что операция прошла успешно и – отпускает домой.

– Как домой? Разве уже можно домой?

– Да-да, – говорит доктор, – только на всякий случай пару дней не поднимайте тяжестей и не занимайтесь активным спортом.

– Но я на машине! Я за рулем!

– Ну, – доктор смеется. – Во всяком случае, сейчас вы видите значительно лучше, чем на пути сюда, в больницу.

И это правда. Вы видите прекрасно, как в детстве. А пару дней спустя проходит и минимальный дискомфорт в глазу, который оставался после операции.

Так что, если у вас катаракта – не бойтесь. Устанавливать искусственный хрусталик – это не больно, а скорее даже увлекательно.

И вообще ничего не бойтесь

Ваше Симптомато

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше постов