Электронные сигареты или хрен редьки не слаще

У детей в процессе взросления бывает такой период, когда они боятся, что родители умрут. Психологи говорят, что это примерно лет в семь-восемь. Так вот, у моего восьмилетнего сына как раз такой период: он очень заботится о моем здоровье, пугается, если видит меня с тонометром в руках, и главное – уговаривает меня бросить курить. 

В мире мало что может быть сильнее детской настойчивости, но никотиновая зависимость сильнее. Пока малышу удалось добиться от меня только отказа от обычных сигарет и перехода на сигареты электронные. Но мальчик празднует победу — все-таки меньше вреда для здоровья любимого родителя. Малыш надеется, что со временем я перейду на электронные сигареты без табака, а потом и вовсе перестану курить. 

Но не обманываю ли я его? Действительно ли электронные сигареты менее вредны, чем обычные? Правда ли имеет значение то, что табак в электронных сигаретах не горит, а тлеет? Действительно ли электронные сигареты без табака еще менее вредны, чем электронные сигареты с табаком? Что говорит наука? И наконец, не обманываю ли я себя, когда верю сам и обещаю сыну, что вот так постепенно смогу отказаться от вредной привычки? 

С этими вопросами мне пришлось обратиться к нашим врачам и первым делом получить лекцию по биохимии, от которой у меня взорвался мозг. Вернее даже две лекции: одну прочитала мне наша клинический фармаколог Аня Бунят, вторую – основатель Симптомато доктор Александр Ванюков. По результатам лекции мне должно было стать понятно, как именно формируется никотиновая зависимость, но понятно стало не очень.

Попробую пересказать человеческими словами. В наших нервах, протянутых разветвленной сеткой по всему телу, в мембранах нервных клеток есть специальные рецепторы. Они сообщают мозгу, что организм живет – дышит, движется, питается – придумайте любую функцию организма и будьте уверены, что о ней мозг узнает, благодаря этим рецепторам. В ответ мозг вырабатывает дофамин, то есть похвалу. Мозг как бы говорит: “Молодец, организм, ты живешь, дышишь, движешься, сокращаешь сердечную мышцу, говоришь, помнишь кучу всего – продолжай в том же духе”.

Так вот никотин (и другие психоактивные вещества) умеет присоединяться к этим рецепторам и обманывать мозг, посылать ему вместо отчетов о жизни, ложные отчёты об огого-какой-супержизни. И мозг верит. И ждет все больше и больше таких победных реляций. Но увеличивать дозу никотина нельзя до бесконечности. Рецепторы просто перестают на него реагировать, и курить приходится уже не для того, чтобы стало хорошо, а просто для того, чтобы на время перестало быть плохо. Так устроена зависимость.

Когда вы переходите с обычных сигарет на электронные, потребление никотина никак не меняется. Мозг как жил в плену никотиновых иллюзий, так и продолжает жить.

От никотина надо отказываться совсем. Существует методика лечения никотиновой зависимости, эффективность которой научно доказана, но это надо идти сразу к двум врачам – к наркологу и психологу. Когда соберетесь, напишите нам, мы посоветуем хороших специалистов в вашем городе.

А пока обсудим побочные эффекты. Ведь в сигаретах вреден не только сам никотин, но и смолы, грубо говоря, копоть, которая оседает на легких. Чтобы объяснить это сыну, мне пришлось сказать:

– Вот представь себе разницу. Можно поставить чайник на плиту, а можно на костер. На костре чайник закоптится, а на плите нет.

Малыш вылупил на меня глаза и сказал:

– Зачем  же ставить чайник на плиту?

И мне потребовалось время, чтобы сообразить, что мальчик никогда не видел никакого чайника, кроме электрического, а ставить электрический чайник на плиту и впрямь абсурдно.

Но все же представьте себе: с обычными сигаретами легкие ваши коптятся, а с электронными сигаретами – нет. Наша клинический фармаколог Аня Бунят говорит, правда, что электронные сигареты существуют недавно и плохо изучены, бог знает, какие еще вредные вещества, кроме копоти, поступают в легкие в процессе курения электронных сигарет, но про копоть мы вроде как договорились – ее меньше.

Еще, говорит Аня, самый тот факт, что мне удалось перейти с обычных сигарет на электронные – уже многообещающий. Это значит, что мне удалось хоть что-то сделать, а не просто сидеть и ныть про то, как хотелось бы избавиться от вредной привычки.

Эта перемена в моей жизни вселила в доктора надежду, что однажды я пойму, что хрен редьки не слаще, перестану обманывать себя и справлюсь с никотиновой зависимостью уже по всем правилам медицинской науки раз и навсегда.

Хотелось бы заметить только, что содержание сахара в хрене доходит до 16%, а содержание сахара даже в самой сладкой редьке не бывает выше 7%. То есть хрен слаще редьки примерно в два раза, и это научно доказанный факт. Так что я еще немножко потешу себя иллюзией, что электронные сигареты менее вредны, чем обычные.  

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше постов