Моей старинной подруге 60 лет. Последние лет десять правый тазобедренный сустав у нее то и дело ноет и движется как-то не так, как двигался в двадцать лет. Она принимала обезболивающие таблетки, занималась йогой и лечебной гимнастикой, но состояние сустава медленно, очень медленно, однако же ухудшается. А подруга, как многим из нас свойственно, находит миллион причин, чтобы не пойти к врачу, потому что вы же знаете этих врачей – они же скажут что-нибудь неприятное, типа, что нужна немедленная операция. И вот ты сидишь такая, а доктор напротив норовит записать тебя на госпитализацию прямо сейчас.
Подсознательно опасаясь всего этого, подруга моя пошла не сразу к ортопеду, а сначала сделать МРТ. Про МРТ ведь известно, что там тебя не будут сразу госпитализировать и резать на части, а выдадут заключение и отпустят думать.
– Ты ведь просто боишься, да? – спросило я подругу.
– Конечно, я боюсь, – сказала она.
В заключении, которое выдал доктор, делавший МРТ, подруга моя не поняла ничего, кроме слова “некроз”. Некроз – это ведь очень плохо, верно? Пойти к ортопеду с заключением, в котором написано слово “некроз” еще страшнее, чем пойти просто с жалобами на боли в суставе. И тогда я посоветовало подруге написать письмо к нам в Симптомато. За письмо же тебя не госпитализируют, не станут сразу резать на куски. Ты опять пойдешь думать, только уже располагая куда большим объемом полезной информации.
Спустя сутки, подруга моя получила от наших врачей ответ – совершенно не утешительный, но странным образом обнадеживающий. Вот фрагменты:
“1. Как это лечат?
Консервативное лечение (к сожалению способно лишь временно облегчить симптомы):
— противовоспалительные препараты (НПВС),
— ограничение нагрузки + трость/костыль,
— снижение веса (если есть лишний).
Но при некрозе и артрозе III ст. эффективность таких методов серьезно ограничена.
Хирургическое лечение:
— при II стадии некроза иногда рассматривают декомпрессию головки бедренной кости,
— при III стадии артроза и выраженной боли основной метод — эндопротезирование тазобедренного сустава (тотальное или однополюсное).
Это золотой стандарт в России и мире.
2. Какие вопросы задать врачу на приёме?
— Насколько в вашем случае показано эндопротезирование?
— Какой тип протеза предпочтителен (тотальный, однополюсный, цементный/бесцементный)?
— Каковы прогнозы без операции?
— Какие риски и сроки реабилитации после операции?
— Можно ли пока обойтись консервативной терапией и что она даст?
— Нужно ли обследовать второй сустав заранее и планировать операцию на нём тоже?
— Какие противопоказания к операции именно у вас?”
Выглядит жутковато, но на подругу мою ответ наших врачей произвел положительное впечатление.
– Что ты теперь будешь делать? – спросило я.
– Ну, – отвечала подруга, – во-первых, пойду погуляю в парке.
Вернувшись с прогулки, подруга моя, во-первых, рассказала, что вспомнила аж троих наших знакомых, перенесших эндопротезирование и живущих с искусственными суставами весьма припеваючи, а во-вторых, изложила мне совершенно разумный план:
- Пойти к ортопеду и задать все те вопросы, которые советует Симптомато. Составить таким образом по-возможности наиболее реалистичную картину будущего.
- На основе этой картины заранее решить, когда именно наименее неудобно будет подвергнуться операции. Поговорить с близкими о том, когда именно им удобнее будет помогать моей подруге в послеоперационный период так, чтобы не отменять отпуска, поездки или долгожданные проекты. Про то же самое поговорить с работодателем, чтобы тот сочувствовал, ждал и помогал, а не вынужден был затыкать дыры, образовавшиеся в связи с больничным листом ценного сотрудника.
- Выяснить, где именно, у какого именно врача следует делать операцию. И как сделать, чтобы операция получилась бесплатной или по-возможности максимально покрывалась имеющимися медицинскими страховками.
Это звучало как план. Тем более, что в конце своего письма наши врачи назвали имя и приложили контакты хорошего ортопеда в городе, где живет моя подруга.
– Ты что, – спросило я, – больше не боишься?
– Боюсь, конечно, – отвечала подруга. – Но с планом и с рекомендованным доктором бояться легче, чем без плана.




Добавить комментарий